Постановление диагноза и принятие мер в отношении больной с гематогенно-диссеминированным туберкулезом легких

Смотрите — Частный случай — И-ва, 25 лет

Какой диагноз?

Беременность около 16—17 недель. Равномерно суженный таз (I степень сужения). Гематогенно-диссеминированный туберкулез легких.

Что следует предпринять?

  1. Показано прерывание беременности.
  2. Прерывание беременности сроком выше 12 недель обычно вызывает обострение туберкулезного процесса. Беременность необходимо сохранить, а больную подвергнуть комплексной терапии антибактериальными препаратами.

Несмотря на более чем вековую давность изучения проблемы беременности и туберкулеза, вопрос о характере и степени взаимовлияния этих двух процессов остается нерешенным и в наши дни. В литературе можно найти самые разноречивые высказывания. Так, если в первой четверти текущего столетия достаточно прочно господствовало мнение, согласно которому беременность и туберкулез несовместимы даже независимо от формы туберкулеза (Ф. А. Александров, М. М. Миронов и др.), то уже во второй четверти XX века стали раздаваться голоса как фтизиатров, так и акушеров о несовместимости беременности и туберкулеза только при активных его формах (Н. К. Беляева и Ф. М. Верховская, Н. А. Мельников, С. И. Благоволин, В. Л. Эйнис, И. А. Рыбкин).

Ф. В. Шебанов, А. И. Лазаревич и другие фтизиатры считают, что особую опасность для жизни беременной женщины представляет наличие острого туберкулеза легких и туберкулеза гортани со стенозом.

А. И. Лазаревич на основании большого клинического опыта приходит к заключению, «что обычно ухудшение во время беременности и в послеродовом периоде наступает у больных при активных и далеко зашедших формах туберкулеза легких, когда проведенное лечение не давало успеха или оно не было своевременно применено».

По мнению одних клиницистов, обострение туберкулезного процесса наступает обычно в поздние сроки беременности, во второй ее половине и в послеродовом периоде (Ф. А. Александров, М. М. Миронов, Р. Г. Лурье), по мнению других, процесс обостряется в первой половине беременности (А. И. Близнянская, И. А. Рыбкин).

Наконец, ряд отечественных и зарубежных клиницистов наблюдали больных, у которых во время беременности и после родов отмечалось даже улучшение туберкулезного процесса.

В связи с такой разноречивостью высказываний отсутствует единое мнение по вопросу сохранения беременности у женщины, больной туберкулезом.

Не подлежит сомнению, что в каждом случае вопрос о сохранении или прерывании беременности надо решать индивидуально, в зависимости от анамнеза, формы и фазы туберкулезного процесса, а также социально-бытовых условий, в которых находится беременная.

Необходимо использовать весь комплекс современных методов лечения (антибиотики, химиопрепараты, искусственный пневмоторакс, хирургическое вмешательство), применяемых при лечении больных туберкулезом.


«Акушерский семинар», К.Н.Жмакин, Ф.А.Сыроватко