Трудности в диагностике шеечного аборта и дифференциация его с шеечной беременностью

В процессе наблюдения за больной мы диагностировали вначале угрожающий, а затем шеечный аборт. По сводным данным М. Н. Лехтмана, среди 26 женщин с шеечной беременностью только у двух предварительный диагноз был правильным; у 8 был поставлен диагноз неполного аборта, у 5 — шеечного аборта, у 2 — plac. adhaerens, у 6 — предлежания плаценты, у 3 больных — диагноз начинающегося аборта, фибромиомы матки, нормальной беременности.

Дифференциальный диагноз между шеечным абортом и шеечной беременностью может представлять большие трудности, однако при шеечном аборте удается пройти пальцем между плодным яйцом и шейкой, а при шеечной беременности это не удается; вторым дифференциальным признаком может быть эксцентрическое расположение наружного маточного зева.

При дифференциальном диагнозе между миомой матки и шеечной беременностью надо учитывать данные анамнеза (задержка менструаций), синюшность и разрыхленность шейки матки, эксцентрическое расположение наружного маточного зева.

Появились ли при дальнейшем наблюдении С-вой симптомы, характерные для шеечной беременности? Да, при осмотре 6/VI было констатировано, что левая сторона шейки несколько выпячена кнаружи, а плодный пузырь с той же стороны как бы непосредственно переходит на шейку.

На основании этих признаков мы правильно заподозрили наличие шеечной беременности. Однако при выборе метода терапии мы допустили роковую ошибку, надеясь на возможность пальцевого отслоения плаценты. Правда, ряд авторов высказывался за подобную консервативную тактику.

П. И. Руллэ и А. М. Михельсон рекомендовали удалять шеечную плаценту путем продольного разреза шейки (1932), Р. Г. Лурье предлагала производить экстирпацию лишь при безуспешности энергичного выскабливания (1947). Б. А. Козинский придерживался выжидательной тактики.

К. К. Скробанский считал, что не надо принимать поспешное решение об экстирпации матки (1934), М. С. Александров и Н. А. Мельников (1946) рекомендовали при шеечной беременности тампонаду. И. Л. Брауде (1947), признавая обоснованность экстирпации матки, все же в целях сохранения ее рекомендует кесарево сечение со вскрытием плодовместилища и последующим обкалыванием кровоточащих мест. Таким образом, в вопросе о лечении при шеечной плаценте взгляды авторов весьма противоречивы.

Литературные данные показывают, что все наиболее консервативные влагалищные операции (выскабливание, ручное отделение последа, обкалывание), а также тампонада не ведут к стойкому прекращению кровотечения, так как полное удаление глубоко вросшей в шейку ткани плаценты невозможно. По данным, собранным М. Н. Лехтманом, из 12 больных (6 — с шеечной и 6 — с перешеечно-шеечной беременностью), леченных консервативно (без чревосечения), выздоровело только 3, а умерло 9. Наряду с этим из 11 больных с шеечной плацентой (в том числе одна с шеечноперешеечной), подвергшихся удалению матки, 7 выздоровели, 4 умерли. Смерть наступала в случаях позднего оперативного вмешательства.

Таким образом, единственным способом лечения при шеечной плаценте является своевременное хирургическое вмешательство в виде экстирпации матки.

Смотрите — Частный случай — С-ва, 30 лет

Заподозрив у С-вой 6/VI шеечную плаценту, мы должны были произвести экстирпацию матки, отказавшись от предварительных попыток пальцем (или путем выскабливания) удалить плод и послед. Только при такой своевременной и радикальной терапии возможно спасение жизни больной с шеечной плацентой.

Эпикриз

С-ва поступила 31/V 1947 г., на V месяце беременности. При осмотре 6/VI заподозрена шеечная беременность и решено удалить плодное яйцо путем поворота плода на ножку с последующим пальцевым: отслоением плаценты. Во время попытки отделить плаценту возникло массивное кровотечение. Больная умерла от острого малокровия.


«Акушерский семинар», К.Н.Жмакин, Ф.А.Сыроватко