Каковы литературные данные о результатах терапии при предлежании плаценты и, в частности, при кесаревом сечении?

Опубликованы многочисленные статистики по этим вопросам, однако сравнение их представляет серьезные трудности, так как, во-первых, они относятся к различным периодам времени, во-вторых, нет согласованности во взглядах на определение формы предлежания плаценты и, наконец, во многих случаях авторы не приводят более детальных показаний к производству кесарева сечения или одной из влагалищных операций.

В таблице ниже представлены данные о терапии при предлежании плаценты.

Материнская летальность и мертворождаемость при предлежании плаценты

Автор Годы Число
наблюдений
Родоразрешение Материнская
летальность
Мертворождаемость
влагалищное
самопроизвольное
влагалищные
операции
кесарево сечение
в %
А. М. Фой (Саратов, акушерско-гинекологическая клиника) 1951—1962 203 101 102 0 17,7
К. Н. Саватеев (Минск, родильные отделения 1-й и 3-й клинической больницы) 1958—1961 214 17 132 65 0 (перинатальная детская смертность)
19,6
М. И. Алексашина (Омск, 3 родильных дома) 1947—1958 291 16 112 163 1,3 20,6

Можно ли, анализируя данные таблицы, сделать заключение об обоснованности значительного расширения показаний к кесареву сечению при предлежании плаценты?

Нет, подобный вывод является необоснованным. Так, по данным А. М. Фой, кесарево сечение применялось в 50% всех случаев предлежания плаценты, в остальных случаях роды заканчивались с помощью влагалищных операций, реже — самопроизвольно. При этом, как указано выше, материнская летальность равнялась 0, а перинатальная смертность — 17,7%. Taylor (США) сообщил на XI Всесоюзном съезде (1963), что в руководимой им клинике во всех случаях предлежания плаценты производилось кесарево сечение и случаев материнской смертности не было; однако мертворождаемость составляла 28%.

Сопоставление этих данных с данными Саратовской клиники (А. М. Фой) убедительно говорит в пользу более бережной тактики, при которой не менее 50% родов при предлежании плаценты заканчивается с помощью влагалищных операций, реже самопроизвольно. Необходимо также учитывать, что наличие рубца на матке создает в известном проценте случаев опасность осложнений при последующих родах и побуждает иногда женщину к прерыванию беременности.

Вместе с тем надо учесть, что в значительном проценте случаев (до 60) роды при предлежании плаценты наступают преждевременно; часть плодов погибает от внутриутробной асфиксии до того, как удается произвести родоразрешение.

Обращает на себя внимание низкий (по сравнению с данными других авторов) процент материнской смертности (1,4) от предлежания плаценты в Воронежской акушерско-гинекологической клинике за 10 лет (1945—1955). Анализируя результаты той же клиники за 1933—1938 гг., Ф. П. Патушинская пишет, что «клиника прибегала к трансфузии крови только в исключительных случаях, обычно после родоразрешения»; между тем в 1946—1955 гг. гемотрансфузия применялась весьма широко — из 214 больных с предлежанием плаценты переливание крови было произведено 144 (185 переливаний). Ф. П. Патушинская приходит к выводу, что «своевременная гемотрансфузия и кесарево сечение под местной инфильтрационной анестезией безусловно снижают летальность при предлежании детского места».


«Акушерский семинар», К.Н.Жмакин, Ф.А.Сыроватко

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела