Функциональные расстройства

Для функциональных расстройств у детей характерны разнообразные нарушения поведения: эмоциональная неустойчивость, навязчивые действия, привычки и страхи, расстройства сна, чрезмерная ранимость и т. д. Все это предопределяет особое, пограничное место указанных расстройств между невропатологией и психиатрией, а в практике детского врача – пограничное место между понятиями о нормальном и патологическом развитии.

Именно к педиатру, реже к невропатологу и весьма редко к психиатру обращаются родители с жалобами на «нервность» ребенка, а за этой «нервностью» могут скрываться, помимо действительно функциональных расстройств, органические заболевания нервной системы, начальные проявления психических болезней. С другой стороны, многие нарушения поведения в огромной степени зависят от окружающей ребенка обстановки, педагогических (или антипедагогических) воздействий, возрастных особенностей.

Поэтому для дифференцировки поведенческих отклонений необходимо знание не только клинических особенностей нервно-психических заболеваний, но и личностных характеристик ребенка, свойственных тому или иному возрасту.

Функциональные расстройства нервной системы нередко обозначают как неврозы, невротические реакции. В клинике неврозов у взрослых описаны три классических варианта: истерия, психастения и неврастения. Конкретные проявления этих форм весьма многообразны.

Неврозы нередко развиваются остро, в ответ на травмирующую ситуацию, хотя при длительных неблагоприятных воздействиях возможно постепенное формирование болезни. Особенностью неврозов у взрослых является то, что они представляют собой реакции уже сформировавшейся личности, как правило, затрагивают большинство личностных качеств (за исключением интеллекта) и приводят к дезорганизации деятельности многих функциональных систем.

«Детская неврология», О.Бадалян