Целостные личностные реакции

В детском возрасте личность еще не сформирована, поэтому различные неблагоприятные воздействия не всегда приводят к целостным личностным реакциям, могут нарушать формирование лишь отдельных функций, искажать нервно-психическое развитие. В отдельных случаях наблюдается возврат к уже пройденным формам реагирования.

Кроме того, возникновение невротических расстройств у детей может обусловливаться не только психологическими, социальными, но и соматическими факторами – инфекциями, интоксикациями, недостаточным питанием. Поэтому в детском возрасте целесообразнее говорить о невротических реакциях и отклонениях в развитии.

Истерия, психастения и неврастения «в чистом виде» почти не встречаются у детей, особенно раннего и дошкольного возраста, чаще наблюдаются расстройства какой-либо одной функции, что дало повод к названию «моносимптоматические неврозы». Эти моносимптомные формы далеко не всегда являются реакцией на те или иные вредности, а могут быть также следствием неравномерного созревания функциональных систем и недостатков воспитания.

Встречаются случаи так называемой конституциональной нервности или невропатии, которая проявляется с первых месяцев жизни повышенной возбудимостью, психомоторным беспокойством, чрезмерной ранимостью и впечатлительностью.

Возрастные особенности ребенка существенно влияют на формирование конкретных клинических проявлений невротических расстройств. В те или иные возрастные периоды способы реагирования таковы, что обусловливают предрасположенность к весьма определенным невротическим реакциям. Поэтому необходимо рассмотреть основные этапы формирования детской личности и их связь с особенностями невротических нарушений.

«Детская неврология», О.Бадалян