Возрастной период от 2 до 4 лет (страхи темноты)

Страхи темноты и одиночества нередко бывают сочетанными. Ребенок боится войти в темную комнату, а тем более оставаться в ней.

Весьма характерным является своеобразный ритуал засыпания: ребенок требует, чтобы в комнате присутствовал кто-то из взрослых, чтобы ему рассказывали сказку или читали книгу. Типичны также «сцены», которые устраивает ребенок, когда кто-то из родителей собирается уходить (на работу, в гости, магазин и т. д.). В подобном поведении, помимо страха, присутствует элемент своеобразной «детской ревности».

Эгоистическое начало, о котором уже говорилось, обусловливает повышенную потребность ребенка в ласке, внимании, заботе. Поэтому нежелание оставаться в одиночестве может объясняться не только чувством страха, характерным для сформировавшейся личности, но и реакцией на уменьшение интенсивности контактов со взрослыми. Уменьшение контактов воспринимается как обида, как угроза благополучию.

В крайних случаях это проявляется в бурном реагировании на посторонних, с которыми вдруг начинает разговаривать кто-то из родителей, оставив ребенка на время без внимания, в негативном отношении к гостям, которые оказались равнодушными к ребенку. Возможно и неожиданное появление многочисленных жалоб или просьб.

Все это – своеобразные «реакции протеста» с характерным оттенком истероидности. Подобные реакции иногда наблюдаются при рождении второго ребенка в семье – старший ребенок либо очень сдержанно и даже отрицательно относится к новому члену семьи, либо начинает проявлять экзальтированную, театрализованную заботу и нежность к своему младшему брату или сестре.

Указанные особенности детской личности в возрасте 2 – 4 лет требуют от родителей очень большой тактичности и тонкости в отношениях с ребенком. С одной стороны, нельзя считать все детские страхи пустяками, игрой фантазии, а с другой – следует остерегаться того, чтобы ребенок не использовал эти расстройства как средство влияния на родителей.

Важно учесть также, что запугивание ребенка разговорами о «страшных дядьках», «злых стариках» и т. д. могут действительно способствовать формированию невротических страхов.

Кроме того, новые неожиданные раздражители в отдельных случаях способны вызывать чрезмерную ориентировочную реакцию, переходящую в испуг, и в дальнейшем формируется условный рефлекс на данный объект, вызывающий чувство страха. Еще И. М. Сеченов писал о том, что удивление сродни страху, поэтому следует, по возможности, контролировать «дозировку» новых раздражителей, учитывая особенности ребенка.

«Детская неврология», О.Бадалян