Возрастной период от 2 до 4 лет (механизм формирования насильственных движений)

Несколько иной механизм формирования насильственных движений отмечается у нерешительных, робких, малоактивных детей. Для таких детей нередко характерно скудное внешнее проявление эмоций и устремлений при наличии весьма богатой и напряженной внутренней духовной жизни.

Трудности в реализации эмоциональных установок обусловливаются и конституциональными особенностями, и дефектами воспитания, когда чрезмерно ограничивается активность ребенка или имеется недостаток контакта со взрослыми. В итоге ребенок замыкается в себе, мало манипулирует с окружающими предметами, но на этом фоне могут появляться различные двигательные стереотипы, насильственные движения, навязчивые действия и привычки.

Среди этих действий и привычек особенно распространены грызение ногтей, ковыряние в носу, сосание пальцев, губ, постоянное почесывание.

Подобные действия возникают вследствие того, что активность, которая должна быть направлена на среду, переключается на собственное тело. В дальнейшем формируются застойные очаги возбуждения, поддерживающие возникшие стереотипы. Кроме того, некоторые самораздражения, вероятно, приятны ребенку и прежде всего из-за своей ритмичности.

Вследствие высокой функциональной активности подкорковых образований и недостаточного контроля со стороны коры больших полушарий у детей 2 – 4 лет имеется обостренное чувство ритма и всякие ритмические раздражения вызывают положительные эмоции. В частности, это проявляется в активном раскачивании, подпрыгивании.

«Детская неврология», О.Бадалян