Возрастной период от 2 до 4 лет (лечение заикания)

В лечении заикания важнейшая роль принадлежит трем факторам: логопедическим занятиям, медикаментозной терапии, педагогическим и психотерапевтическим мероприятиям. Последний фактор должен учитываться не только логопедами и врачами, но и родителями. Логопедические занятия имеют целью выработку речевых навыков, позволяющих преодолевать заикание.

Лекарственная терапия проводится дифференцированно в зависимости от формы расстройства. При выраженных речевых спазмах назначают спазмолитики (папаверин, амизил) и препараты, понижающие мышечный тонус (мидокалм, тропацин, сонапакс, напотон).

При общей повышенной возбудимости назначают люминал (нередко в сочетании с папаверином и экстрактом белладоны), аминазин. Если ребенок заторможен, малоактивен, применяют глютаминовую кислоту, нуредал. Следует организовать щадящий режим для ребенка, поощрять даже незначительные его успехи, преодолевать страх речи, создавая непринужденную обстановку.

Мутизм может быть полным и избирательным (элективным), когда ребенок вступает в речевое общение только с избранными людьми или в определенной обстановке. Элективный мутизм, как правило, является формой реакции на обиду, испуг, неблагоприятную обстановку.

Полный мутизм также часто возникает под влиянием психогенных факторов, но может быть обусловлен тяжелым соматическим заболеванием, приводящим к общему ослаблению нейрорегуляторной деятельности. В других случаях мутизм выступает как проявление шизофрении, о чем подробнее сообщается в учебниках и руководствах по психиатрии.

Лечение мутизма направлено на создание благоприятной обстановки, ликвидацию внутреннего напряжения, вовлечение ребенка в игровую деятельность. Из препаратов применяются седативные и общеукрепляющие средства.

«Детская неврология», О.Бадалян

← Назад
Вперед →