Схема исследования неврологического статуса ребенка (черепно-мозговые нервы)

I пара – обонятельный нерв, Аносмия, гипосмия справа и слева.

II пара – зрительный нерв. Острота зрения на правый, левый глаз, цветоощущение. Поля зрения.

III, IV, VI пары – глазодвигательные нервы. Ширина и равномерность глазных щелей. Птоз. Экзофтальм. Энофтальм. Положение и объем движений глазных яблок. Парез взора. Диплопия. Страбизм. Зрачки: форма, величина, реакция на свет (прямая и содружественная), конвергенцию, аккомодацию.

V пара – тройничный нерв. Движения нижней челюсти. Напряжение и трофика жевательных мышц. Боли и парестезии в лице. Болевые точки. Чувствительность кожи лица. Конъюнктивальный, корнеальный и нижнечелюстной рефлексы.

VII пара – лицевой нерв. Иннервация мимических мышц лица, лобные и носогубные складки, глазные щели, зажмуривание глаз, положение углов рта, оскал. Трофика мышц лица. Вкус на передних 2/3 языка, гиперакузия, слезотечение.

VIII пара – слуховой и вестибулярный нервы. Звон, шум в ухе. Острота слуха справа, слева. Исследование камертоном на высокие и низкие тона. Вестибулярная система: головокружение в покое, при движениях. Нистагм, его характер.

IX, X пары – языко-глоточный и блуждающий нервы. Положение и подвижность мягкого нёба в покое, при звуке «а». Глотание. Фонация. Артикуляция. Чувствительность глотки и корня языка. Нёбный и глоточный рефлексы. Саливация. Вкус на задней трети языка.

XI пара – добавочный нерв. Положение плеч, лопаток, головы. Поднимание плеч, поворот головы. Напряжение и трофика грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц.

XII пара – подъязычный нерв. Положение языка во рту и при высовывании. Атрофии, фибриллярные подергивания. Дизартрия.

«Детская неврология», О.Бадалян