Становление моторных и психических функций

Развитие ребенка не всегда идет строго по схеме. Становление моторных и психических функций может как отставать, так и опережать указанные сроки. Это зависит от условий внутриутробного развития ребенка, течения родов и периода новорожденности.

В каждом отдельном случае важно установить причину задержки психических и моторных функций: связаны ли они с первичным поражением нервной системы, являются ли результатом интеркуррентных заболеваний или так называемой «педагогической запущенности».

Знание возрастных этапов нормального развития ребенка способствует ранней диагностике неврологических нарушений и профилактике отклонений нервно-психического развития ребенка.

Хотя детство человека имеет наибольшую длительность во всем эволюционном ряду, все же путь, который проходит ребенок в своем развитии, поистине грандиозен. От беспомощного существа, наделенного скудным набором реакций, до всемогущего, наделенного разумом человека – такова возрастная эволюция мозга.

Наиболее ответственными этапами этого пути являются первые 2. – 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности.

Хотя грудной ребенок больше спит, чем бодрствует, восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для него в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на его дальнейшем психическом развитии.

Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим, так как, если ребенок не получает в это время достаточного количества информации, дальнейшее приобретение навыков заметно затрудняется. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

Вероятно, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых нуждаются в уточнении. Во всяком случае, широко известен факт, что дети, достигшие 8 – 10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут овладеть речью и многими другими человеческими навыками. Следовательно, можно предполагать существование периодов наибольшей готовности к усвоению тех или иных навыков. Вне этих периодов обучение затруднено или невозможно.

«Детская неврология», О.Бадалян