Способность к обучению при помощи импринтинга

Весьма своеобразным критическим периодом является способность к обучению при помощи «запечатлевания» или импринтинга. Импринтинг обнаруживается в первые дни жизни, причем наиболее ярко – у птиц. Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки.

Такого рода «предметом» обычно оказывается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого человека фиксируется, и стоит ему пройти мимо гусиного выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию произвести на второй неделе жизни, то подобная установка уже не вырабатывается.

По-видимому, импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этому еще не найдено.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды.

Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие связано с речевым, чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.

«Детская неврология», О.Бадалян