Оценка уровня психического развития

Оценка уровня психического развития грудного ребенка представляет значительные трудности. Однако наблюдение за зрительными и слуховыми реакциями ребенка, его игровой деятельностью, способностью различать близких и незнакомых людей, способами общения со взрослыми позволяет составить представление о степени психического развития.

Следует отметить, что задержка моторного развития очень часто приводит и к отставанию в психическом развитии, поскольку ограничивает возможности ребенка в восприятии внешнего мира и затрудняет активное манипулирование с предметами.

Важно также учитывать, что для психического развития ребенка огромное значение имеет постоянный контакт со взрослыми. Дефицит этого общения, ранняя «педагогическая запущенность» существенно замедляют процесс познания окружающего мира, хотя моторное развитие при этом может и не страдать.

Оценка данных о состоянии нервной системы новорожденного должна основываться на сопоставлении повторных исследований. Если патологические признаки наблюдаются повторно, они становятся достоверными и свидетельствуют о поражении нервной системы.

В заключение приводится сводная схема нервно-психического развития ребенка в течение первого года жизни.

«Детская неврология», О.Бадалян