Функциональный уровень

Более сложный функциональный уровень корковой деятельности включает в себя вторую сигнальную систему, объединяет системы различных анализаторов, делая возможным осмысленное восприятие окружающего, отношение к окружающему миру «со знанием и пониманием».

Этот уровень интеграции теснейшим образом связан с речевой деятельностью, причем понимание речи (речевой гнозис) и использование речи как средства общения и мышления (речевой праксис) не только взаимосвязаны, но и обусловлены различными нейрофизиологическими механизмами, что имеет большое клиническое значение.

Высший уровень интеграции формируется у человека в процессе его созревания как социального существа, в процессе овладения теми навыками и знаниями, которыми располагает общество.

Третий этап корковой деятельности играет роль своеобразного диспетчера сложных процессов высшей нервной деятельности. Он обеспечивает целенаправленность тех или иных актов, создавая условия для наилучшего их выполнения. Это достигается путем «фильтрации» сигналов, имеющих в данный момент, наибольшее значение, от сигналов второстепенных, осуществления в наибольшей степени представленного вероятностного прогнозирования будущего и формирования перспективных Задач.

Разумеется, сложная корковая деятельность не могла бы осуществляться без участия системы хранения информации.

Поэтому механизмы памяти – один из важнейших компонентов этой деятельности. В этих механизмах существенное значение имеют не только функции фиксирования информации (запоминание), но и функции получения необходимых сведений из «хранилищ» памяти (воспоминание), а также функции переброски потоков информации из блоков оперативной памяти (то, что необходимо в данный момент) в блоки долговременной памяти и наоборот.

В противном случае было бы невозможно усвоение нового, так как старые навыки и знания мешали бы этому.

«Детская неврология», О.Бадалян