Конструктивная апраксия

При «чистой» конструктивной апраксий больной может выполнять различные действия как по подражанию, так и по устному приказу, но оказывается не в состоянии сложить целое из частей, например составить из спичек определенную фигуру, сложить пирамиду и т. д.

Некоторые варианты апраксий связаны с нарушением гнозиса. Больной не узнает предмета или у него нарушена схема тела, поэтому он не в состоянии выполнять заданий или выполняет их неуверенно и не совсем правильно.

Для исследования праксиса предлагается ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться и т. п.). Предъявляются также задания на действия с воображаемыми предметами (просят показать, как едят суп, как звонят по телефону, как пилят дрова и т. д.). Оценивается, как больной может подражать показываемым действиям.

Для исследования гнозиса и праксиса применяются также специальные психологические методики. Среди них важное место занимают доски Сегена с углублениями разной формы, в которые нужно вложить соответствующие углублениям фигуры. Этот метод позволяет оценивать также и степень умственного развития.

Применяется также методика Косса: набор кубиков разной окраски. Из этих кубиков нужно сложить узор, соответствующий показанному на картинке.

Более старшим детям предлагается также куб Линка: нужно из 27 кубиков, по-разному окрашенных, сложить куб, чтобы все его стороны были одинакового цвета. Больному показывают собранный куб, затем разрушают его и просят сложить заново. В этих методиках большое значение имеет то, как выполняет ребенок задание, действует ли он по методу проб и ошибок или по определенному плану.

Важно помнить, что праксис формируется по мере созревания ребенка, поэтому маленькие дети не могут выполнять еще таких простых действий, как причесывание, застегивание пуговиц и т. д. В то же время апраксий в их классическом виде, как и агнозии, встречаются преимущественно у взрослых.

«Детская неврология», О.Бадалян

Вперед →