В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический анализаторы. Важное значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Имеет значение, кроме того, координация дыхания и произношения звуков.
Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливают и разнообразие речевых расстройств. При нарушении иннервации речевого аппарата возникает дизартрия – нарушение артикуляции.
Различают также дислалию – фонетически неправильное произношение отдельных звуков. Дислалия может носить функциональный характер и при логопедических занятиях довольно успешно устраняется. Под алалией понимают задержку речевого развития. Обычно к 1,5 годам ребенок начинает говорить, но встречаются случаи, когда дети начинают говорить значительно позже, хотя хорошо понимают обращенную к ним речь.
Задержка речевого развития влияет и на психическое развитие, поскольку речь – важнейшее средство информации для ребенка. Но встречаются и случаи алалии, связанные со слабоумием. Ребенок отстает в психическом развитии, и поэтому у него не формируется речь.
Эти различные случаи алалии необходимо дифференцировать, так как они имеют разный прогноз. С развитием речевой функции в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом) формируются гностические и праксические речевые центры, а впоследствии – центры письма и чтения.
Схема связей речевых центров:
Расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых центров в доминантном полушарии, называются афазиями.
Корковые речевые расстройства представляют собой варианты агнозий и апраксии. Различают экспрессивную (моторную) и импрессивную (сенсорную) речь. Корковое нарушение моторной речи является речевой апраксией, сенсорной речи – речевой агнозией. В некоторых случаях нарушается вспоминание нужных слов, т. е. страдают механизмы памяти.
«Детская неврология», О.Бадалян