Исследование речевой функции

При исследовании речевой функции отдельно анализируется устная речь, письмо, чтение (у более старших детей).

Устная речь

Исследуемый повторяет отдельные буквы, слоги, слова, которые подбираются в соответствии с возрастом.

Даются трудные для произношения слова со многими согласными, а затем сложные в смысловом отношении: «кораблекрушение», «воздухоплавание», «землетрясение».

Затем предлагается повторять короткие и длинные фразы, например: «На траве дрова», «Тридцать три богатыря». При этом устанавливается, в какой мере удается повторение букв, слогов, слов, предложений.

Рядовая, или автоматическая речь

Исследуемый считает от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; перечисляет дни недели, месяцы, времена года, декламирует стихотворения. При затруднении ребенку можно подсказывать: считать с ним 1, 2, 3…, затем просить продолжить счет самостоятельно.

Называние предметов

Исследуемый называет показываемые ему предметы (ложка, стакан, ручка).

Разговорная речь

Исследуемый отвечает на вопросы, рассказывает о событиях в семье, в школе и др. Пересказывает известные литературные произведения (сказки, детские рассказы). При этом определяется словарный запас, грамматический строй речи, структура слов.

Письмо

Исследуемый списывает буквы, слова, фразы, пишет под диктовку буквы, слова, фразы, целые предложения.

Рядовое письмо

Исследуемый записывает дни недели, месяцы, хорошо известное на память стихотворение. При этом определяется наличие параграфий.

Написание названий предметов

Исследуемый пишет название предметов, которые ему показывают (стол, стул, часы). При этом определяется дефект слов как устной, так и письменной речи.

Записи ответов на вопросы

Исследуемый дает письменный ответ на устный вопрос; по заданию описывает события в семье или школе.

Чтение

Исследуемый читает вслух буквы, слоги, слова, фразы. При этом определяется темп и характер чтения. Проверяется понимание прочитанного. Исследуемый выполняет задание согласно письменной инструкции. Задание может быть выполнено, если исследуемый понимает смысл написанного.

Наряду с правильными заданиями дают задания, составленные неправильно в смысловом отношении (взять ложку и написать свое имя). При этом определяется, понимает ли ребенок смысл написанного, отличает ли выполнимые задания, составленные в письменной форме.

«Детская неврология», О.Бадалян