В психологическом плане важно различать запоминание (фиксацию материала) и вспоминание, или припоминание (способность воспроизводить то, что зафиксировано в памяти).
Возможны изолированные нарушения этих компонентов, например резко сниженная способность к запоминанию при достаточно уверенном владении ранее накопленными сведениями, или, наоборот, снижение оперативности, т. е. неспособность быстро вспоминать при достаточно хорошем запоминании.
Различают также механическую память как более элементарную и смысловую как более сложную, формирующуюся, в течение жизни.
Разумеется, расчленение памяти на ряд компонентов или на ряд типов схематично, но оно помогает более целенаправленному исследованию этой функции.
На функции памяти оказывает влияние ряд дополнительных психологических «параметров»: уровень внимания, заинтересованность, целеустремленность, эмоциональный тонус.
У детей преобладает механическая наглядно-образная память, причем лучше запоминаются эмоционально яркие впечатления. В процессе овладения речью значительно возрастает способность к сложным смысловым ассоциациям, к усвоению абстракций.
Диссоциация между механической и смысловой памятью особенно наглядно выступает у детей, страдающих олигофренией (слабоумием): на фоне хорошей механической памяти заметно снижена смысловая.
«Детская неврология», О.Бадалян