Для исследования памяти

Для исследования памяти применяется ряд психологических методик. Одна из них заключается в запоминании 10 слов. Исследуемому медленно зачитывают 10 слов и просят их повторить; порядок роли не играет. Затем эти же слова предъявляются еще раз и так до 5 повторений.

После каждого повторения отмечают, сколько слов из 10 исследуемый воспроизвел. Наконец, через 50 – 60 мин (в это время проводятся другие исследования) просят вновь назвать эти слова, но уже без их предъявления.

По полученным данным можно составить кривую запоминания. Обычно после третьего повторения запоминается 9 или 10 слов из десяти, и эта цифра удерживается в 4-й и 5-й пробах. Через час остается в памяти 8 – 9 – 10 слов. При плохом запоминании количество воспроизведенных слов держится на низком уровне. Этот метод предназначен прежде всего для исследования механической памяти.

Для исследования логического, ассоциативного запоминания применяется другая методика. Суть ее состоит в том, что предлагается ряд слов и к каждому слову для лучшего запоминания можно подобрать картинку.

Например: к слову «обед» – картинку с изображением хлеба, к слову «свет» – изображение лампы и. т. д. После того как исследуемый отберет картинки в ответ на называемые слова, их откладывают в сторону и спустя 40 – 60 мин просят по картинкам вспомнить, каким словам они соответствуют.

В данной методике важно не только, какое количество слов исследуемый запомнил, но и особенности его ассоциаций – примитивные, сложные, вычурные.

Применяется также метод пиктограмм: исследуемого просят сделать рисунки, облегчающие запоминание предъявляемых слов. Наряду с конкретными понятиями («веселый праздник», «темная ночь») даются и более абстрактные («развитие», «дружба»). Как и в предыдущей методике, большое значение имеет характер рисунков – их чрезмерная детализация или, наоборот, символичность, степень соответствия называемым словам.

«Детская неврология», О.Бадалян