Мышление и его расстройства (методики исследования)

Применяется также ряд других методик для исследования отдельных сторон мышления. Одним из простых методов является установление последовательности событий по серии картинок. Испытуемый должен разложить картинки в правильном порядке и составить по ним рассказ.

Можно также прочитать исследуемому небольшой рассказ и попросить вкратце пересказать его содержание: здесь оценивается и память, и восприятие, и способность выделить основную сюжетную линию.

Очень показателен анализ того, как испытуемый трактует пословицы, метафоры. Например, пословицу «семь раз отмерь, один раз отрежь», метафоры «золотые руки», «каменное сердце», «глухая ночь» больные, страдающие слабоумием, понимают буквально и не могут, истолковать их переносного значения.

Весьма эффективен метод сравнения понятий. Испытуемому предлагают попарно слова и просят объяснить, в чем сходство и различие их. Наряду с сопоставимыми понятиями («трамвай – автобус», «озеро – река», «голод – жажда») предлагают и несравнимые «стакан – петух», «ветер – соль» и т. д.).

Оценивается способность исследуемого логически мыслить, обобщать, сопоставлять. Существует и много других методик, большинство которых требует наличия специально изготовленных картинок, бланков с текстами и т. д.

Анализируя гнозис, праксис, реченую функцию, память, мышление ребенка, не следует упускать из виду его общий психический склад, личностные особенности. Человеческая психика выступает как многогранное, сложное целое, в котором наблюдается масса оттенков, нюансов.

«Детская неврология», О.Бадалян