Сон и его нарушения

Сон является одной из важнейших функций, которая обеспечивает восстановление деятельной способности нервной системы. Нейрофизиологически сон представляет собой видоизменение активности высших отделов центральной нервной системы.

Регуляция суточного ритма сна – бодрствования осуществляется благодаря сложному взаимодействию коры больших полушарий, ретикулярной формации, лимбической системы и гипоталамуса.

Ритм сна – бодрствования весьма индивидуален и неодинаков на разных этапах онтогенеза. В возрасте 1 мес. ребенок спит около 20 ч в сутки, к 1 году длительность сна сокращается до 16 ч, к 3 – 4 годам – до 14 ч, к 7 – 8 годам – до 10 ч, в возрасте 12 лет и старше средняя продолжительность сна доходит до «взрослого» уровня – 8 – 9 ч.

Незрелость нервной системы ребенка обусловливает не только избыточную потребность в сне, но и сказывается на длительности непрерывного бодрствования.

В возрасте от 1 до 6 мес. непрерывное бодрствование ребенка длится всего 1 – 2 ч, от 6 мес. до 1 года – 2 – 3 ч. В возрасте 2 – 3 лет ребенок может непрерывно бодрствовать около 6 ч. Отсюда следует, что детям до 7 – 8 лет необходим дневной сои, причем в период от 1 года до 2 лет детей следует укладывать спать днем дважды.

Потребность в сне у подростков и особенно у взрослых во многом зависит от сложившегося ритма сна – бодрствования, от степени утомляемости и разнообразных средовых воздействий (заболевания, психические потрясения, смена времен года и т. д.).

В регуляции сна в настоящее время выделяют два основных компонента: гипногенную (вызывающую сон) систему и систему пробуждения. Обе системы тесно взаимодействуют, их деятельность основана прежде всего на функции неспецифических активирующих систем, входящих в состав так называемой лимбико-ретикулярной оси.

Существование самостоятельной гипногенной системы означает, что торможение высшей нервной деятельности, характерное для сна, наступает активно. Этот момент имеет значение в патологии сна.

«Детская неврология», О.Бадалян