Психологическая травма наносимая больным врачами

Даже предложение кажущейся врачам небольшой операции, такой, как радикальная мастэктомия по Холстеду, наносит больным значительную психологическую травму хотя бы по косметическим соображениям, не говоря уже о возможном и даже весьма вероятном отеке руки.

Особенно тяжело переносят больные решение о наложении противоестественного заднего прохода или гастростомы. Происходят истинные трагедии, незнакомые врачам многих других специальностей.

Все это разыгрывается для больного и его семьи внезапно и, кажется, без  достаточно убедительных внешних поводов. Если предлагается ампутация конечности по поводу травмы или ее последствий, то больной и его родственники подготовлены предшествующими событиями: катастрофа, приведшая к травме, шок, боли, обстановка экстренной медицинской помощи, убеждающая в необходимости экстренных действий для опасения жизни. Все это очевидно и убедительно.

В онкологии происходит все совершенно иначе. Например, у юноши или девушки, жалующихся на сравнительно небольшие ночные боли и припухлость конечности, при рентгенологическом исследовании обнаруживают остеогенную саркому. Предлагается ампутация тогда, когда у самого больного еще не сформулировалось представление о том, что он тяжело и опасно болен.

Онколог обязан не только правильно определить врачебную тактику, но и быть опытным и тонким психологом, найти слова убеждения, причем разные для больного и его родственников. Разумная, правильно проведенная беседа полезна не только больному. Она спасает врача от жалоб и судебных дел в случае неблагоприятного исхода, в то время как деонтологическая ошибка их почти обязательно порождает.

В течение б лет многие комиссии, состоявшие из опытных специалистов, разбирали жалобы на коллектив врачей, допустивших серьезнейшую деонтологическую ошибку, породившую судебное дело.

«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман