Хирург, потерпевший неудачу

Хирургу, потерпевшему неудачу, потерявшему больного, безмерно тяжело встретиться с родственниками и близкими умершего, но он обязан это делать и честно, не щадя себя, излагать все обстоятельства. Откровенный, нелицемерный разговор с родственниками умершего — тяжелая обязанность, но это входит в деонтологический минимум деятельности врача. Уклонение от выполнения этой обязанности — деонтологическая ошибка, нередко ведущая к тяжелым последствиям.

Итак, неясность этиологии онкологических заболеваний, сомнения больных в возможности излечимости рака, калечащих характер многих видов лечения, угрожающая инвалидность, наконец, истинные трагедии, которые переживают наши больные и близкие им люди, — все это создает в любом онкологическом учреждении, на каждом амбулаторном приеме онколога совершенно особенную психологическую атмосферу, предъявляющую свои требования к искусству общения с больным.

Это положение усугубляется тем, что сдвиги в душевном состоянии наших пациентов: реакции страха, гнева и т. д. — являются проявлениями самой болезни, которые врач должен понимать и стараться снимать всеми доступными средствами от лекарственной седативной терапии до психотерапии.

Возникновение конфликта между онкологическими больными и врачом всегда является свидетельством совершенной врачом деонтологической ошибки.

Ведение беседы с онкологическими больными требует выполнения некоторых правил, отступление от которых приводит к деонтологический ошибкам. Прежде всего, до тех пор пока диагноз не подтвержден морфологически, не должны иметь место никакие определенные высказывания о сущности болезни ни родственникам, ни тем более самому больному.

«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман