Неоправданный оптимизм

Неоправданный оптимизм приводит к тому, что через 1—2 года врач, обещавший полное выздоровление, иногда остается один на один, лицом к лицу с осиротевшей семьей больного и должен держать перед ними ответ прежде всего потому, что они смерть своего родственника относят не за счет запущенности болезни, а за счет недостаточного мастерства врача.

Решить эту деонтологическую задачу трудно. Здесь вступает в противоречие уверенность врача в полной бесперспективности дальнейшей жизни больного раком, если ему не проведено специальное лечение, и пока еще значительным числом неудачных исходов такого лечения. В. А. Бояджян в серии работ математически точно

доказал, что при раке молочной железы исход определяется не избранным методом лечения, если оно адекватно, а стадией болезни, с которой больная взята на лечение. То же относится практически к раку любой локализации.

Поэтому путь улучшения результатов лечения онкологических больных лежит не только на путях повышения радикализма операций, а определяется ранним, своевременным выявлением людей со злокачественными новообразованиями. Применительно к рассматриваемому нами вопросу решение об использовании хирургического метода лечения проводится в жизнь врачом-онкологом настойчиво только тогда, когда надежды на излечение достаточно обоснованны, т. е. при первых двух стадиях рака.

При III стадии рака надо учитывать, чем определена эта степень распространения опухолевого процесса. Если III стадия поставлена по признакам размеров первичной опухоли, надежда на излечение достаточно обоснована, если по метастатическому компоненту, то дело обстоит значительно хуже.

Это не означает, что мы должны отказывать в операции больным с процессом III стадии. Огромный опыт онкологической хирургии показывает, что даже при тяжелых формах рака желудка с прорастанием соседних органов и наличием метастазов в регионарные лимфатические узлы удается в отдельных случаях достигнуть полного излечения. Ю. Е. Березов отмечал, что при таких тяжелых поражениях надо считать не умерших непосредственно после операции и в ближайшие дни после нее, а выживших, ибо каждый из них «вырван из рук смерти».

Все это правда и противоречивость положения онколога и хирурга, обсуждающих вопросы об операции у каждого конкретного больного, порождает деонтологические трудности, весьма легко приводящие к деонтологической ошибке.


«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман