Отказ больного от операции

Отказ больного от операции мы вполне обоснованно считаем следствием деонтологической ошибки. В то же время жалоба родственников на врача, у которого после большой операции умер больной сразу или через очень короткий срок после нее, — также следствие деонтологической ошибки. Выход из этого положения только один.

Когда обследование больного завершено и судьба больного всесторонне обсуждена на консилиуме, должны состояться две беседы: одна с больным, вторая обязательно в отсутствие больного с близкими ему людьми.

Лучше сначала поговорить с родственниками, а потом с больным, потому что большинство людей стремятся как можно скорее после предложения врачом операции обсудить этот вопрос со своими близкими, а они должны быть подготовлены к этому разговору.

Больному сообщают, что после всестороннего обсуждения опытными врачами его заболевания и состояния его здоровья с учетом буквально всех обстоятельств нет другого выхода, кроме операции. Надо сказать, что у него безусловно излечимая форма болезни, не называя саму болезнь. Как это ни странно, большинство больных и не просят назвать диагноз.

Если просят, то следует сказать, что у него пограничная форма болезни, которая в дальнейшем может стать раком, если своевременно не удалить заболевший орган. Только тогда, когда больной отказывается или серьезно колеблется, а форма заболевания действительно дает обоснованную надежду на выздоровление, ничего не остается, как сказать пациенту, что у него излечимая форма рака. При беседе с родственниками тональность должна быть иная.

Все же, если решение об операции принято на врачебном консилиуме безоговорочно, надо об этом сразу сказать родственникам больного, но при этом указать на возможные осложнения и, пусть небольшую, вероятность неблагоприятного исхода. Если операция действительно необходима, рекомендация должна быть категорической, безапелляционной. При наличии врачебных сомнений абсолютно необходимо ввести родственников в курс дела во избежание дальнейших недоразумений.

При этих беседах обычно возникают два важных обстоятельства. Совершенно небезразлично, кто ведет эти беседы.


«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман