Частный случай (Больной П., 43 лет)

Больной П., 43 лет, обратился в поликлинику МНИОИ имени П. А. Герцена с жалобами на прогрессирующую слабость, кашель с выделением гнойной мокроты, кровохарканье, одышку, периодическое повышение температуры до 38°С. Из анамнеза выявилось, что заболевание возникло 5 мес назад, когда впервые после повышения температуры до 39°С появился кашель с выделением гнойной мокроты. В поликлинике по месту жительства при рентгеноскопии выявлено затемнение в правом легочном поле.

Был дважды госпитализирован в районную больницу, где получал противовоспалительное лечение антибиотиками. В связи с отсутствием эффекта от лечения направлен на обследование в областной онкодиспансер, а затем в МНИОИ имени П. А. Герцена. Между выявлением тени в легком и началом настоящего обследования прошло 6 мес.

При рентгенологическом обследовании в поликлинике МНИОИ обнаружено обширное затемнение в правом легочном поле, что на боковой рентгенограмме соответствовало ателектазу средней доли и гиповентиляции нижней доли. На томограммах отчетливо выявились увеличенные лимфатические узлы корня правого легкого. Госпитализирован в МНИОИ им. П. А. Герцена с подозрением на опухоль средней доли правого легкого.

В стационаре дополнительно проведено бронхологическое обследование, при котором выявлена обтурация промежуточного бронха бугристой, белесоватого цвета опухолью плотной консистенции с изъязвленной поверхностью. Обнаружение опухоли определило показания к оперативному вмешательству. На операции в промежуточном бронхе обнаружена опухоль, напоминающая по виду цветную капусту, с инфильтрацией главного бронха по медиальной стенке почти до бифуркации трахеи.

При срочном гистологическом исследовании кусочка опухоли выявлены элементы плоскоклеточного рака. Произведена правосторонняя нижняя билобэктомия с удалением медиальной стенки правого главного бронха.

Гистологический диагноз: центральный рак нижней доли правого легкого плоскоклеточного строения с наклонностью к ороговению. В легочной ткани нижней доли картина хронического воспалительного процесса с очагами абсцедирования. В лимфатических узлах метастазов опухоли не обнаружено.

В послеоперационном периоде, спустя 3 нед после операции, учитывая большую инфильтрацию опухолью бронха, больному в плане комбинированного лечения была проведена телегамматерапия с двух полей общей дозой 5000 рад. Лучевую терапию больной перенес без осложнений и выписан в удовлетверительном состоянии,

Приведенная история болезни весьма типична при раке легкого. Запоздание с операцией, явившееся следствием того, что на первом этапе рентгенологические и клинические данные были приняты за проявления воспалительного процесса, а детального обследования не производилось, ухудшает прогноз. Действительно, уже в течение первого года наблюдения у больного возник рецидив опухоли, потребовавший дополнительного сложного лечения. Отдаленный результат был неудовлетворительным.

Частый источник диагностических ошибок — нарушение врачами общей лечебной сети элементарных правил обследования больных: их последовательности, игнорирование обязательных диагностических приемов, таких, как пальцевое исследование прямой кишки, гинекологический осмотр, цитологический анализ и т. д.

«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман