Частный случай (Больная С, 48 лет)

Больная С, 48 лет, за 3 года до поступления в онкодиспансер обнаружила у себя уплотнение в нижненаружном квадранте правой молочной железы размером не менее 4 см с гладкой поверхностью, подвижное, безболезненное. Кожа над этим образованием не была изменена. Через 4 мес появились небольшие колющие боли и больная обратилась к врачу медикосанитарной части.

Врач уверил больную, что на указанное образование не надо обращать внимания.

Впоследствии больная неоднократно обращалась к врачам по поводу гипертонической болезни, пневмокониоза, но не упоминала об опухоли молочной железы.

Только через 3 года в Институте профзаболеваний им. Обуха при врачебном осмотре был заподозрен рак правой молочной железы. Больную направили в онкологическое учреждение, где было подтверждено наличие опухоли правой молочной железы и увеличение лимфатического узла в правой подмышечной области. Из анамнеза можно отметить наследственную предрасположенность больной к злокачественным заболеваниям: мать и сестра больной умерли от рака.

Молочные железы обычных размеров. В нижненаружном квадрате правой молочной железы определяется опухолевое образованне размером 6×6 см, без четких границ, с положительными кожными симптомами, распространяющееся в центральную зону. В правой подмышечной области пальпируется плотный лимфатический узел до 2,5 см в диаметре. При маммографии тени опухоли на фоне выраженной мастопатии отчетливо не видно, однако в верхненаружном квадранте имеется участок более интенсивного затемнения овоидной формы, плохо очерченный, размером 4x4x6 см.

Диагноз: рак правой молочной железы, стадия ШБ (T3N1MO). Больной проведено лечение. Прогноз плохой.

Данное наблюдение, может быть, следовало отнести к диагностическим ошибкам, однако мы этого не сделали потому, что врач даже не предпринял попытку поставить диагноз.

Имеет место именно грубая тактическая ошибка, так как нарушено одно из основных правил онкологической тактики — своевременное направление больного к специалисту, способному определить характер патологического процесса и выработать оптимальную тактику обследования и лечения. Неверная, ошибочная тактика способна в свою очередь порождать диагностические ошибки. Дело в том, что в онкологии диагностический и лечебный процессы тесно переплетаются между собой.

Хирургическая операция совсем нередко является одно временно последним этапом диагностики и первым этапом лечения.

Следующий пример свидетельствует одновременно о  диагностических и тактических ошибках при лечении paка щитовидной железы. Именно при этой локализации  сочетание двух видов ошибок встречается особенно час то, а их предупреждение и исправление, несомненно, требуют организационных мероприятий.


«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман