Сущность комбинированного лечения (Данные С. Д. Плетнева и Л. Ф. Туркиной)

По данным С. Д. Плетнева и Л. Ф. Туркиной (1974), на 1045 амбулаторных секторальных резекций молочных желез, произведенных при полном отсутствии клинических, рентгенологических и цитологических признаков злокачественного роста, рак молочной железы был обнаружен у 33 больных (3,2%).

Во всех этих наблюдениях диагноз рака был установлен только при гистологическом исследовании удаленного сектора молочной железы. В 78,8% случаев рак молочной железы был I стадии (T1N0M0). Следовательно, у каждой пятой больной, имевшей только пальпируемое образование без признаков злокачественности, был рак выше I стадии.

Таким образом, отказ врача от секторальной резекции при наличии пальпируемого образования в молочной железе даже при отрицательных данных дополнительных методов исследования является серьезной ошибкой. К сожалению, такие ошибки встречаются нередко.

В онкологии — молодой развивающейся науке еще не сложились полностью такие непреложные правила, какие имеются, например, в экстренной хирургии, когда никто не спорит против необходимости немедленной операции при прободной язве желудка или двенадцатиперстной кишки, ущемленной грыже или распознанном остром аппендиците. Все же и в онкологии для многих локализаций необходимый и достаточный объем лечения установлен и пока не подвергается сомнениям.

Незнание или игнорирование установок по определению оптимального объема лечебной помощи онкологическим больным — частая причина тактических ошибок. Первый вариант этого вида ошибок — сокращение объема необходимого лечения. Так было в следующем наблюдении.

Согласно действующим инструкциям Министерства здравоохранения СССР, при раке вульвы может применяться с равным успехом как лучевой, так и хирургический метод. В данном случае не был применен полноценно ни один из этих методов.

Другим видом тактической ошибки в онкологии является завышение объема лечебной помощи, в частности стремление сделать операцию во что бы то ни стало. Между тем правильное тактическое решение может быть принято только тогда, когда хирургонколог точно учел состояние больного и свои собственные возможности. В. А. Оппель (1926) выделял тактическое решение во время операции как отдельную фазу диагностического процесса и назвал ее «ориентировочный диагноз».

Он обращал особое внимание на роль индивидуальности хирурга в решении вопроса о допустимых размерах хирургического вмешательства и писал, что бывают ошибки, возникающие, когда «хирург недооценивает или переоценивает возможности личного оперативного воздействия». В личной практике В. А. Оппеля такие ошибки встретились 3 раза на 560 операций в брюшной полости.

Это указание крупного хирурга прошлых лет не только сохранило свое значение и в наши дни, но имеет особое значение в онкологической хирургии. Именно в этой области объем оперативного вмешательства не может и не должен определяться личными вкусами и привычками хирурга, а только основными факторами прогноза, установленными у данного больного с учетом возможностей комбинированной и комплексной терапии.


«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман