Частный случай (Больная Г., 66 лет)

Больная Г., 66 лет, обратилась в поликлинику в марте 1978 г. с жалобами на наличие опухоли в правой молочной железе. Общее состояние больной было хорошим и вполне соответствовало ее возрасту.

При обследовании клинически и цитологически установлен диагноз рака правой молочной железы ПБ стадии (T2N1M0). Был составлен план комбинированного лечения с использованием лучевой терапии на первом этапе и радикальной мастэктомии на втором. В период подготовки к проведению лучевой терапии у больной развился тяжелый обширный инфаркт передней стенки левого желудочка.

Инфаркт сопровождался кардиогенным шоком, потребовавшим реанимационных мероприятий. В результате длительного лечения инфаркта и последующей очень медленной функциональной реабилитацией больной специальное противоопухолевое лечение было отложено на длительный срок, а по окончании его (примерно через 6—7 мес) процесс прогрессировал, появился конгломерат узлов в подмышечной области, а в надключичной области — плотные, несомненно метастатические узлы. Больная была отнесена к IV клинической группе и передана районному онкологу и участковому терапевту для симптоматической терапии.

При осмотре ее опытным онкологом через несколько месяцев (в связи с жалобой родственников) выяснилось, что фактически никаких лечебных мероприятий вообще не проводится. Больная прикована к креслу из-за тяжелой одышки, возникшей при попытках встать или изменить положение тела.

При осмотре не отмечено дальнейшего прогрессирования опухолевого процесса. И первичная опухоль, и обе группы лимфатических узлов, пораженные метастазами, существенно не увеличились. Не появилось ни прорастания кожи, ни ее изъязвления. При обычном физикальном обследовании на дому установлены левосторонний плеврит и небольшой асцит.

Эвакуированная из плевральной полости жидкость при последующем лабораторном исследовании оказалась транссудатом, не содержащим опухолевых клеток. Освобождение левой плевральной полости, назначение мочегонных, сердечных средств, рациональная диета и регулирование стула медикаментозными средствами существенно улучшили состояние больной, она стала ходить, гулять, проявлять интерес к жизни и прожила в удовлетворительном состоянии еще много месяцев.

Умерла от повторного инфаркта. В улучшении состояния этой больной, кроме активной симптоматической терапии, несомненно, сыграло немалую роль то, что ей стали уделять максимум внимания, навещать, она чувствовала эту заботу.

В заключение этой главы мы считаем полезным еще раз перечислить основные положения, позволяющие уменьшить число тактических ошибок в практической онкологии.

«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман