Усиление значения методологической проблематики для развития науки о мозге

В настоящее время чрезвычайно возросло значение разработки философских, методологических и общетеоретических проблем развития естествознания и, в частности, для всех основных областей биологии, физиологии, медицины. Среди причин, которые настоятельно заставляют каждого научного работника и врача все в большей мере обращаться к методологическим и философским проблемам как своей специальности, так и науки в целом, отметим прежде всего те, которые появились в ходе развития современной науки.

Первой особенностью современной науки является экстенсивный «самоускоряющийся» рост количества научных исследований, требующий, с одной стороны, непрерывно идущих вслед за ним обобщений фактического и философского характера, а с другой — методологически обоснованных путей усвоения, переработки и использования грандиозных потоков научной информации, захлестывающих ученых всех специальностей и квалификационных уровней.

Такое состояние науки, характеризующееся огромным количеством фактического материала, своеобразной гиперпродукцией информации, самым настоятельным образом требует максимально четких методологических принципов для ориентировки в этом материале, для выделения линий развития, наиболее перспективных для практического использования, с одной стороны, и для углубленного понимания сущности изучаемых явлений — с другой. Чем шире разветвляется сеть наших научных исследований и знаний, тем большее число еще неразрешенных вопросов встает перед нами.

Следует постоянно помнить о том, что далеко не все из этих вопросов являются актуальными и перспективными в практическом или теоретическом отношении.

Большинство из них второстепенные, вспомогательные, частные, и ответ на них (если таковой вообще нужен) может естественно вытекать из решения других, более кардинальных и общих проблем данной области знания.

Между тем это обстоятельство не является в достаточной степени осознанным всеми учеными и часто наблюдается психологически «естественная склонность» к излишней детализации, к движению по линии наименьшего сопротивления, т. е. к длительным исследованиям привычными методами бесконечно ветвящейся проблемы в рамках давно устоявшихся теоретических представлений. Однако история науки свидетельствует, что такая «методология» обычно не приводит ни к новым открытиям, ни к значительным практическим результатам.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов