Проблема обучаемости в широком понимании

В наиболее яркой форме особое значение условного рефлекса было подчеркнуто в известном высказывании И. П. Павлова о том, что условный рефлекс есть чисто физиологическое явление, но в то же время и психическое.

Это утверждение нелегко понять, имея в виду, с одной стороны, сложность и качественную специфику даже элементарных собственно психических явлений, а с другой — относительную простоту и «механистичность» условнорефлекторных реакций. Ведь последние могут быть хорошо замоделированы на формальных и технических нейронных сетях, в то время как «психическое» в своем качественном аспекте остается вне возможностей современного моделирования.

Нам представляется, что высказывание И. П. Павлова следует понимать, главным образом, с точки зрения проблемы обучения. До работ по изучению условных рефлексов в сущности не было расшифровано чисто физиологически ни одно явление, которое можно было бы считать процессом обучения, т. е. приспособительным актом, обусловленным индивидуальным опытом животного.

Область процессов обучения была полностью: вне компетенции физиологов и находилась исключительно в сфере психологии и педагогики. Открытие, детальная физиологическая разработка и материалистическая трактовка условного рефлекса были первым решающим проникновением объективного естествознания в область обучения, которое следует считать одним из важнейших и специфических свойств психики.

Можно полагать, что именно в этом смысле нужно понимать и оценивать значение тезиса И. П. Павлова о том, что условный рефлекс есть чисто физиологическое явление, но в то же время и психическое.

Проблема обучаемости в широком понимании является центральной проблемой кибернетики, в которой теоретически и технически изучаются возможности чрезвычайно сложных типов преобразований информации. Уже давно стало возможным моделировать не только замыкательную и переключательную деятельность мозга, но и высшие интеллектуальные (логико-математические) процессы.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов