Обсуждение процесса развития физиологии

Существенное место в развитии нейрофизиологии заняли идеи и методы кибернетики. Всем этим новым методам нейрофизиология и обязана прежде всего своими главными успехами за последние два десятилетия.

Бурное развитие нейрофизиологии, широко привлекавшей к решению своих проблем смежные отрасли знания, вполне естественно побуждало к переоценке ценностей, вело к расслоению старых школ и направлений, к возникновению ряда новых концепций и широких теоретических обобщений, не достигших еще классической ясности и незыблемости, но уже недвусмысленно свидетельствующих о вступлении на качественно более высокий, уровень познания деятельности головного мозга. В этих условиях попытки унифицировать нейрофизиологию на базе одной школы выглядят крайне консервативно.

Анализ категории физиологического предполагает обсуждение процесса развития физиологии, поскольку без этого невозможно осмыслить содержание ее основных понятий и особенно новейших обобщений, находящихся в процессе становления. Говорить же о физиологических явлениях вообще или о каких-то их разновидностях, помимо рассмотрения понятий и концепций современной физиологии — совершенно бессмысленная вещь.

Стремясь очертить круг физиологических явлений вообще (т. е. сферу категории физиологического), в высшей степени существенно учитывать, помимо устоявшихся понятий, именно те новые понятия и новые представления, которые претерпевают процесс становления и еще окончательно не оформились, ибо с ними связаны наиболее динамичные участки постоянно расширяющейся и внутренне преобразующейся сферы физиологических знаний.

Развитие нейрофизиологии опрокидывает кастовую замкнутость отдельных школ и направлений, сглаживая различия между их языковыми особенностями, взаимообогащая содержание их специфического понятийного аппарата, смягчая остроту былых распрей, но в то же время оно беспристрастно вычленяет действительно принципиальные различия.

Именно такого рода процессы мы наблюдаем, прослеживая исторический путь (вплоть до наших дней) таких крупных школ в нейрофизиологии, как школы И. П. Павлова, Н. Е. Введенского — А. А. Ухтомского, Шеррингтона — Экклза, Ляпика и других менее строго оформленных направлений. Эти процессы, несомненно, указывают на то, что тенденция к интеграции усиливается и в сфере самой нейрофизиологии.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов