Биологическая целостность

Согласно Дришу, биологическая целостность не может быть понята на основе материальных факторов и естественных причин, он есть, так сказать, воплощенная «энтелехия», которая определяется как вневременный и внепространственный «фактор формирования целого», активность живой системы есть выражение ее одухотворенности этой формообразующей и целеполагающей силой.

Ядром холизма является аналогичный тезис. Именно духовное начало, как полагает Смэтс, составляет суть и основу всякой биологической целостности. Правда, Смэтс более решительно распространяет указанный принцип за пределы собственно биологической целостности. По его мнению, духовное начало проявляется уже в реактивной способности атома и поэтому субъект и объект представляют собой не что иное как «поля в поле духа».

В незначительных вариациях подобные взгляды развиваются в западных странах многими философствующими биологами. Так, Р. С. Лилли говорит о «психическом начале», которое принципиально отлично от физических и химических явлений и выступает в роли той же энтелехии. Л. Бунур считает, что «на всех своих уровнях, даже самых примитивных, органическое обладает душой» и что именно душа выполняет роль движущей силы эволюции.

Аналогичные взгляды развивают Ф. Уолт, И. Шрайбер и другие применительно к объяснению собственно психической деятельности, и таким образом витализм в биологии сливается с витализмом в психологии.

Особенно прочными среди нейрофизиологов и психофизиологов капиталистических стран являются дуалистические традиции.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов