Особая способность улавливать дух

И хотя Экклз подвергает критике картезианскую концепцию взаимоотношения духа и тела, называя ее механистической, сам он по сравнению с Декартом не вносит ничего принципиально нового, заменяя только механические описания электрофизиологическими и выдворяя дух из его излюбленного, согласно Декарту, местообитания в шишковидной железе.

У Декарта дух непосредственно воздействует на эпифиз, а у Экклза — на синапсы, в этом вся разница. Гипотеза Экклза на самом деле совершенно бесперспективна, искусственна и даже с чисто внешней стороны порождает дополнительные недоразумения.

В самом деле, что это за «особая способность» улавливать дух? И как можно уловить неуловимое?

Ведь дух, согласно дуалистическому принципу, есть нечто абсолютно противоположное физическому, телесному, нечто совершенно лишенное энергетических свойств, нечто абсолютно «прозрачное» для материи. Как же дух может воздействовать тогда на физическое, телесное, если оно даже обладает «исключительной чувствительностью»?

Или, быть может, дух — это особо «тонкая энергия», витающая в универсуме? Но тогда рушится дуалистический принцип. И, главное, почему бесплотный дух, вступая таинственным образом в контакт с мозгом, создает столь знакомое нам разнообразие личностей? По-видимому, тело и мозг не играют здесь никакой роли и все зависит от прихоти духа.

Далеко не случайно Экклз признает, что он не в состоянии «ответить на вопрос, как происходит то, что данное «я» находится в связи исключительно только с данным мозгом».

Это действительно роковой вопрос для концепции Экклза. Руководствуясь ею, мы попадаем в сферу вопиющей логической неопределенности.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов