Своеобразие изменений нервной регуляции в старческом возрасте

Своеобразие изменений нервной регуляции в старческом возрасте, ограниченные адаптационные возможности в значительной степени определяются высокой уязвимостью корково-подкорковых функциональных взаимоотношений, особенно на диэнцефально-ретикулярном уровне, о чем свидетельствуют результаты электро-энцефалографических и других исследований с применением аминазина, адреналина и других фармакологических проб.

Применение тех или иных дозированных нагрузок позволяет уточнить «пределы лабильности» нервных процессов и компенсаторно-приспособительные возможности центральных гомеостатических механизмов. Кроме простой количественной оценки функциональных сдвигов в деятельности нервной системы у пожилых и старых людей, следует учитывать роль и значимость каждого из этих сдвигов.

Далеко не все изменения нервной системы, наблюдаемые обычно у старых людей, являются собственно возрастными. Многие из них обусловлены сосудистыми и другими факторами, обычно осложняющими естественное старение.

«При этом можно выделить, так сказать, ведущую триаду факторов: перенапряжение нервной системы, мышечная ненагруженность, неправильное питание».

Эти факторы, преждевременно старящие организм, непосредственно связаны и определяются социальными условиями, характером труда и уровнем материальной обеспеченности. По-видимому, к возрастным (старческим) изменениям нервной системы следует, в первую очередь, относить не те, которые вообще часто встречаются у старых людей, а те, которые явно нарастают с возрастом.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов