Современные проблемы эволюционной теории

Учение о самодвижении является одной из самых существенных черт ленинизма как дальнейшего развития диалектического материализма Маркса и Энгельса. Недостатки домарксового материализма заключались в том, что он был неспособен вывести движение материи из нее самой.

В. И. Ленин отмечал, что «этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии», что он был «неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития»

Причину движения диалектический материализм усматривает во внутренних противоречиях движущейся материи.

Энгельс, касаясь этого вопроса, писал: «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания… взаимодействие является истинной causa finalis вещей».

Ленинское учение о самодвижении является дальнейшим развитием учения диалектического материализма и в частности учения Энгельса о формах движения материи, учения об историческом развитии природы в целом. Центральным ядром ленинского учения о самодвижении является закон единства и борьбы противоположностей.

В. И. Ленин показывает, что борьба противоположностей является импульсом всякого движения, источником всего развития. Всюду, где есть взаимодействие, борьба противоположностей, там есть развитие, там есть движение.

«Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение».

В свете ленинского учения в самодвижении необходимо рассматривать и многие вопросы видового и индивидуального развития организмов.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов