Живородность зависит от внешних факторов

Как известно из работ П. Каммерера, у саламандры (Salamandra maculosau S. atra) живородность зависит от внешних факторов (различные условия горной и долинной местности), в то время как у млекопитающих она проявляется как внутренне генетически стойкое свойство животных. Трансформацию внешних факторов во внутренние также легко проследить на примере эволюции теплокровности.

Пойкилотермные животные могут приобрести высокую температуру тела, приближающуюся к температуре гомойотермных животных пол влиянием притока внешнего тепла, высшие же млекопитающие и птицы сохраняют постоянную температуру тела благодаря внутренним факторам: влиянию гормональной и нервной систем, являющихся регулятором теплообразования и терморегуляции.

Аналогичная смена происходила и на самых ранних ступенях развития жизни, когда неорганические химические вещества — катализаторы постепенно сменялись органическими веществами — ферментами. Большое значение для правильного понимания видообразования и эволюции организмов в целом имеет вопрос диалектической связи между непрерывностью и прерывностью. И в этом отношении ленинские идеи также имеют первостепенную важность.

В. И. Ленин, отражая реальное, подлинное единство непрерывности и прерывности, писал: «Жизнь и развитие… включают в себя и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности».

Применительно к эволюции организмов это означает, что видообразование может происходить медленными темпами в течение длительных геологических периодов (например, фораминиферы, брахиоподы и другие) и быстро, в короткие сроки, скачками (многие высшие организмы).

Это ни в какой степени не противоречит положению Энгельса о том, что в конечном итоге в природе все развитие совершается скачками, и закону материалистической диалектики о переходе количественных изменений в качественные.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов