Широкое развитие многоотраслевого высшего образования

Широкое развитие многоотраслевого высшего образования и создание различных институтов усовершенствования знаний потребовало специализированных пособий и книг по философии.

Указанные работы философов привели к углубленной разработке на материалах медицинских наук таких философских категорий, как: «часть и целое», «общее и специфическое», «внешнее и внутреннее», «количество и качество», «многокачественность», «биологическое и социальное», «прогресс и регресс», «теория и практика» и др.

Выход этих работ способствовал широкой критике идеалистических и метафизических концепций зарубежной медицины, особенно современного механицизма и неовитализма, современных течений «физиологического идеализма», неофрейдизма, психосоматики, телеологии, неотомистских извращений в науке.

Возобновилась дискуссия вокруг основных категорий медицинской науки: здоровья и болезни, патологического процесса, этиологии и патогенеза, эпидемии и инфекции, аллергии, вокруг проблем классификации нозологических форм и причин болезней, принципа лечить не болезнь, а больного, а также вокруг самого понятия медицины и ее характера, места в системе наук и ее движущего основного противоречия и социальных факторов и т. д.

Выяснилась необходимость дальнейшей углубленной философской разработки основных медицинских категорий. Однако большая часть указанных работ не касалась тех дискуссий, которые велись на страницах философских журналов и сборников, в них мало было собственно философского материала. Философское обоснование категорий опускалось.

Законам и категориям диалектики посвящались отдельные небольшие главы и разделы, главным образом, для характеристики того медицинского материала, который соответствовал наиболее общим понятиям.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов