Единство и борьба противоположностей и медицина

Огромную эвристическую роль для понимания саморазвития в явлениях, изучаемых биологией и медициной, играет, прежде всего, ядро диалектики — закон единства и борьбы противоположностей.

Главным источником самообновления и самовоспроизведения организмов и саморегуляции в них, как известно, является борьба противоположностей, противоречивое относительное единство организма с условиями его жизни. Сохранение нормальной жизнедеятельности организма обеспечивается самовоспроизведением клеток и тканей и процессами физиологической и репаративной регенерации.

Диалектико-материалистический метод в медицине решительно отвергает виталистические представления об источниках развития живого («жизненные силы» — Биша, «жизненные принципы» — Бартез, «энтелехия» — Дриш, Венцль, «холизм» — мистическая «целостность» — Смэтс, А. Мейер — Абих), и механистические концепции («клеточный альтруизм» — Д. Ганземан, теория «голодания клеток»).

Медицина дает богатейший материал, подтверждающий положение Ф. Энгельса о взаимном проникновении полярных противоположностей и превращении их друг в друга: «торможение — изнанка раздражения» (И. П. Павлов), «процесс утомления является стимулятором восстановления тканей» (Г. В. Фольборт), не только боль, но и условные рефлексы могут быть и положительным и отрицательным явлением.

Сама болезнь, по Павлову, определяется не только явлениями нарушения жизнедеятельности организма и его приспособляемости, но и развитием компенсаторных механизмов, широкий диапазон которых отмечает вся современная медицина.

Вместе с тем сами защитные реакции и компенсаторные механизмы также нередко переходят в свою противоположность (например, патологическое образование соединительной ткани при пневмокониозе).

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов