Принцип целостности

Проблема целостности, действительно, одна из ключевых проблем диалектического материализма. Целостность человеческого организма особенно сложна. При ее определении нельзя ограничиться кибернетической формулировкой о целостной системе как системе, характеризующейся отличными особенностями от тех элементов, из которых она состоит, т. е. собственными закономерностями, которые не удается вывести из особенностей составляющих ее элементов (О. Ланге).

Когда речь идет о целостных биологических системах, то здесь категории части и целого, как отмечали еще Ф. Энгельс и В. И. Ленин, недостаточны для выражения их специфики. Известны также характерные высказывания по этому вопросу Гегеля, Герцена и Чернышевского.

Сейчас, когда для познания биологической целостности успешно применяются кибернетические, математические, физико-химические и специфически биологические методы исследования, особенно стало очевидным, что для нее характерны коррелятивная связь и взаимозависимость и функциональное единство всех составных частей организма, которые являются в нем не просто частями, а органами.

Как уточняют сейчас исследователи, человеческий организм построен как бы из автономных эписистем, каждая из которых способна к саморегулированию и входит в систему единой регуляции, осуществляемой центральной нервной системой. По отношению к живому расчленение его физически приводит к изменению специфики и целого и частей, перестающих быть частями живого.

Их последующий синтез возможен только мысленно. Вот почему такое огромное значение имело введение в физиологию И. П. Павловым так называемого хронического опыта, дающего возможность производить исследование на нерасчлененном живом организме. Эти положения лежат в основе и целостного понимания больного. Взаимосвязь части и целого здесь выступает в новом качестве взаимосвязи как местного выражения общего заболевания.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов