Борьба на два фронта

В области медицины происходит борьба на два фронта: как против идеалистического индетерминизма, так и против метафизического, механистического понимания причин болезней. В начальный период развития медицины причины болезней мыслились как нечто находящееся вне организма, а нередко — как чисто духовное.

В более поздний период развития медицины стали говорить о каких-то «миазмах», как причинах болезней. С возникновением микробиологии единственной причиной болезней стали считать микробов, что вело к механистическому монокаузализму (только одна причина) и отрыву причины от самого организма, пониманию ее как чего-то чисто внешнего.

Монокаузалисты игнорируют роль условий, индивидуальную восприимчивость организма, стирают грань между причиной и дальнейшим развитием болезни, механистически отождествляют причину и следствие. Абсолютизация одних причинных связей в конце концов приводит их к фатализму.

В конце прошлого столетия субъективные идеалисты типа Маха, Авенариуса, физиолога Ферворна, патологоанатома Ганземана и других противопоставили монокаузализму так называемый кондиционализм, согласно которому для возникновения патологических явлений необходимы не объективная причина, а лишь ряд условий (conditio), в одинаковой степени важных, однозначных для воспроизведения данного явления. Причинные связи подменялись функциональными отношениями.

«Каузальная закономерность есть умозрительная мистика, кондициональная закономерность есть опыт, естествознание должно исключить понятие причинности» — говорил Ферворн. Ганземан, Риккерт, Любарш, Фишер и некоторые другие патологи стали заявлять, что «организм сам творит свою болезнь», что для ее возникновения достаточно лишь внутренних условий. Ганземан также заявлял, что каузальное мышление стало догмой и пора от него отказаться.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов