Кондиционализм

Кондиционализм представляет собой, по сути, махистское отрицание объективности причинности. «Условия» он трактует как результат «чистого опыта», а болезнь — как результат суммы подобных «условий». Условия метафизически отрываются от причин, идеалистически гиперболизируются.

В России позиции кондиционализма в медицинской науке защищал психиатр А. И. Яроцкий, который призывал следовать за Авенариусом и Ферворном и заявлял, что понятие «причины» только вносит путаницу в изучение каждого вопроса Критикуя как механистический монокаузализм, так и субъективно-идеалистический кондиционализм А. А. Богомолец указывал, что противопоставление этиологии патогенезу, каузального генеза болезней — их формальному генезу приводит к релятивизму.

Узнав причины многочисленных болезней, люди научились защищаться от них и их тяжелых последствий — именно это является лучшим подтверждением детерминизма.

Нельзя не упомянуть в этой связи о прошедшей в последнее время дискуссии по поводу новой книги И. В. Давыдовского «Проблемы причинности в медицине (этиология)» (1962). Хотя она и написана с позиций марксистско-ленинской методологии, автор все же переоценивает внутреннее состояние организма, биологические факторы, патогенетические механизмы болезни, сформировавшиеся в досоциальный период человека. Этиологические факторы сегодняшнего дня он сводит, по сути, до уровня «пусковых», «разрешающих», моментов.

Вместе с тем И. В. Давыдовский правильно выступает против фетишизации микроба и вообще какой-либо одной причины и правильно критикует механистическое понимание этиологии, обращая внимание на цепной характер причинно-следственных отношений в развитии патологического процесса.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов