Гипотеза должна по возможности исчерпывающе объяснять все факты

Гипотеза должна по возможности исчерпывающе объяснять все факты, ради которых она сформулирована, но не быть средством только пассивного объяснения фактов.

Главная функция гипотезы — быть средством эвристики, формой научного предвидения, прогноза. Правомочная гипотеза должна объяснять не только все открытые факты, но и «…все возможные факты…», т. е. «претендовать на максимально возможную широту охвата явлений материальной действительности».

Гипотеза, которая выходит за рамки открытых фактов и дает возможность предвидеть новое, до этого времени неизвестное и непредвидимое, несет в себе большую информативность и поэтому будет иметь большую ценность в сравнении с описательной.

Выдвигаемая гипотеза должна быть самым лучшим и самым простым объяснением изучаемого явления. Гипотеза должна воплощаться в совершенный логический понятийный аппарат и быть наиболее краткой и простой по сравнению с другими положениями, претендующими на объяснение этого же явления.

Однако понятие простоты гипотезы не сводимо к идеалистическому упрощению ее в виде махистской «экономии мышления». Такая простота приводит, в конце концов, к антинаучным выводам вроде выводов об «исчезновении материи». Простота гипотезы не означает также поверхностного объяснения наблюдаемых явлений или ограничений количества изучаемых предметов.

Она состоит в наиболее сжатом выражении сути изучаемых явлений и синонимична «систематичности» знания. «Утверждение о том, что найдено более простое объяснение или построена более простая теоретическая система, должно означать, что найдена более глубинная характеристика действительности, позволяющая объединить ранее имевшиеся знания в новом синтезе, то есть дальше продвинуться к идеалу единства научно-теоретического знания». Простота гипотезы должна быть пропорциональна ее информативности (с точки зрения ее объяснительно-предвидящей силы).

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов