Доказательство гипотезы будет иметь тем большую силу, чем:
Обратное (апагогическое) доказательство сложнее прямого и включает несколько этапов
I. Формулирование всех возможных (конкурирующих) гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Это требует от исследователя глубокого знания изучаемого явления. Иначе возможна грубая и непоправимая ошибка. Например, врачу известно, что раковое заболевание имеет полиэтиологическое происхождение.
Поэтому, начиная поиск причин заболевания конкретного больного, он должен предположить все возможные причины и, получив соответственно с этим положительный результат, обязан принимать определенные меры.
II. Опровержение всех ложных гипотез, не подтверждаемых наблюдаемыми фактами.
III. Сопоставление полученного следствия с новыми открытыми фактами. Если следствие подтверждается новыми фактами, гипотезу можно считать доказанной на данном этапе исследования.
IV. Опровержение (в логике в этом смысле употребляется термин «фальсификация» гипотезы). Это такой же важный этап в формировании гипотезы, как и ее верификация. Фальсифицировать гипотезу — это значит установить такие факты, которые противоречат ее следствиям.
В данном случае формулируется два предположения: ложная гипотеза и противоречащая ей, верифицируемая объективно существующими фактами гипотеза. Тогда, соответственно закону исключенного третьего, два противоречащих высказывания не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.
«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов