Из глубины веков (В Древнем Риме)

Большое значение физическому воспитанию уделялось и в Древнем Риме. Римский историк Курций писал: «В то время как умственное образование юношества предоставлено было родителям, общественные гимназии заботились о телесном развитии, потому что с точки зрения общественного блага самой важной целью воспитания было возрастить для государства новое поколение, состоящее из сильных, красивых, смелых и ловких юношей».

В результате завоеваний Римская империя объединила в крупное централизованное государство многие страны — от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. И всюду Рим заимствовал элементы культуры, науки, медицины — в том числе и в области массажа. Врачи Рима, собрав все лучшее, что было у китайцев и индийцев, египтян и греков, активно способствовали дальнейшему развитию теории и практики массажа как лечебного метода, как средства физического воспитания.

Особенно широкое распространение массаж получил благодаря Асклепиаду, видному римскому врачу (128—56 гг. до н. э.), выходцу из Греции. Асклепиад подразделял массаж на сильный и слабый, сухой и с применением масла, кратковременный и продолжительный. У каждого было свое назначение.

Более обстоятельное изложение приемов массажа принадлежит древнеримскому врачу К. Галену (131—211 гг.). Он установил девять приемов массажа и советовал начинать массаж со слабых растираний, постепенно усиливать воздействие и заканчивать легкими приемами.

Методика растирания по Галену заключалась в следующем: «Сняв платье с больного, тело его растирают сукном, затем маслом. Когда кожа вследствие нежного трения слегка покраснеет, начинают растирать сильнее голой рукой покрытое маслом тело, но не слишком сильно и не слишком слабо, чтобы довести тело до расслабления или изнеможения, у сильных молодых людей трение может быть сильнее. Трение производится… в различных направлениях: сверху вниз, снизу вверх, поперек… »

Религиозное мировоззрение с его идеей умерщвления греховной плоти в эпоху Средневековья, конечно, не могло способствовать развитию медицины и массажа в странах Европы. Уход за телом считался одним из проявлений язычества. А вот на Востоке массаж как народное оздоровительное и лечебное средство продолжали применять.

«Массаж в борьбе с недугами», А.А.Бирюков