Лекарства (Валиум)

Валиум – звезда среди лекарств, видоизменяющих поведение. Валиум – самое широко прописываемое лекарство в мире. Число рецептов насчитывает десятки миллионов. Его принимают больше женщин, чем мужчин. Валиум лучше всего известен из одного большого семейства транквилизаторов (бензодиазепинов). Балансовый лист для валиума был бы положительным, если бы он использовался только в крайне специальных случаях. Но массивное применение лекарства имело негативные последствия, которые невозможно подсчитать.

Когда он был впервые введён в употребление в начале 1960-х годов, валиум был провозглашён лекарством, не создающим какой-либо зависимости, чьё действие не уменьшается со временем и приём которого можно резко прекращать без каких-либо вредных эффектов. Сейчас основные беспокойства, связанные с валиумом, состоят в том, что он всё же создаёт зависимость, его эффективность спадает за несколько недель, и появляются серьёзные симптомы при внезапном прекращении приёма. Мы не только знаем, что валиум создаёт зависимость, но и начинаем понимать механизм этого.

В мозгу, вероятно, имеются рецепторы, чувствительные к валиуму точно так же, как имеются рецепторы для химических вестников вроде морфина. И точно так же, как морфин может занимать место эндорфинов (собственный морфин тела) в соответствующих рецепторах, так валиум может замещать собственные транквилизаторы тела.

Невозможно проследить все взлёты и падения транквилизаторов и антидепрессивных лекарств. Вместо этого мы остановимся на одном простом анекдоте. В 1983 году фармацевтическая компания ввела на французский рынок антидепрессант под названием индальпин. Качества нового лекарства бурно приветствовались вплоть до того, что в том же году ему была присуждена гальеновская премия, и он был прописан примерно миллиону французов. В июне 1984 года, компания, изготовляющая это лекарство, разослала письмо всем врачам с просьбой прописывать это лекарство только молодым людям, страдающим от тяжёлой депрессии. В июле 1985 года производство индальпина было остановлено из-за его токсичности.

Этот список лекарств, которые были открыты, приветствовались, широко использовались и позже дискредитировались или падали, произволен. Я мог бы рассказать о применении диуретиков при беременности или о всех кремах и мазях, содержащих кортикостероиды, для кожных недомоганий, или я мог бы рассказать об опасностях лекарств от астмы. История антибиотиков и того, как они утратили своё могущество от злоупотребления, настолько хорошо известна, что к ней нечего добавить. Резистентность к самому известному синтетическому пенициллину (ампициллину) возросла на 28% за 30 лет. И в интервалах простоты я предпочитаю не обсуждать взаимодействие лекарств. Оно сделалось слишком сложным для человеческого ума!

«Первичное здоровье», Мишель Оден