Пение

Что можно сказать сказать о пении, которое во всяком случае часто сочетается с танцами. Нет человеческого общества, где неизвестно пение. Дарвин считал, что пение могло появиться раньше членораздельного языка, поскольку человеческий голос обладает музыкальным качеством для выражения эмоций. Люди всегда слышали звуки колыбельных, как дети. Во все времена пение использовалось для усиления религиозных чувств и как помощь в лечении больных, заклинания всегда занимали важное место в обрядах магии, связанной с целительством.

Некоторые из этих заклинаний протяжны, с долгими нотами; другие – быстрые, ритмичные и с многократными повторениями. В Индонезии традиционные знахари-шаманы поют, когда идут в дом больного человека и в то время, когда стараются найти и находят причину болезни. В Древней Греции колдовские песни часто сопровождались лирой. Гомер рассказывал, как греки останавливали чуму силой и чарами особых песен, называемых «эпимоимиями». Греки считали, что усталость и недостаток вкуса к жизни ослабляет сопротивление к болезням, а радость и безмятежность способствуют этому сопротивлению. Греки были авангардом «психоиммунологии».

В Средние века на сцену борьбы с эпидемиями, особенно с чёрной чумой, вышли флагелланты. Они состояли из групп, которые странствовали по стране, распевая особую песню, называемую la lopinette (лопинет). На протяжении Ренессанса развивалось хоральное пение. Именно в это время доктор Корнелиус Агриппа утверждал, что пение обладает большей мощью, чем звук, производимый инструментами.

Сегодня имеется тенденция сочетать действие танца, пения и музыки. Но в действительности, присутствует существенное и часто неучитываемое различие между активностью танцора и певца и просто пассивного слушателя музыки. В нашем технологическом обществе многие люди никогда не поют. Вместо этого они слушают записанную музыку: они слушают певцов через посредство радио, записей кассет или телевидения. Это то, что привело Марию Луизу Ошер, в прошлом профессиональную французскую певицу, к созданию «психофонии». Она провела всю свою жизнь, помогая другим людям вновь открыть пение. Она поощряла взрослых, детей, детей с синдромом Дауна и стариков.

Эти группы представляют плодотворный способ сочетания двух вещей: встреч с другими женщинами и пения. Мария Луиза также интересовалась развитием нашего чувства ритма в утробной жизни. Её величайшим стремлением к концу карьеры было восстановить семейное пение. У неё был выдающийся дар к разделению эмоций, и более того, к наведению каскада различных эмоциональных состояний, будь то безмятежность, нежность, жалость, удивление, веселье, бурная радость или коллективный экстаз. Она могла сочинять песни своего репертуара благодаря своему поэтическому виденью вселенной. Между пением и поэзией нет разделяющей линии. Возможно, Мария Луиза Ошер была одним из великих терапевтов нашего столетия.

«Первичное здоровье», Мишель Оден