Увеличение числа рецепторных образований стенок внутренних органов

В процессе эволюционного развития происходит увеличение числа рецепторных образований стенок внутренних органов, постепенно усложняется и форма рецепторных окончаний, вероятно, также более узкой становится их специализация.

Механизм рецепции в соответствии с существующими взглядами [см. Ильинский О. Б., 1975] может быть представлен в виде двух взаимосвязанных процессов — механохимического и кодирующего. Из них первый является специфическим и включается в момент воздействия стимула на белковую рецепторную субстанцию, которая локализована в плазматической мембране.

К примеру, наличие таких специфических белков, названных горько- и сладкочувствительными, было обнаружено во вкусовых рецепторах. Второй процесс, кодирующий, не является специфическим, он присущ всем органам чувств.

Однако распространяются ли эти положения на механизм рецепторного восприятия с внутренних органов, сказать определенно пока трудно. Большинство исследований этого плана проведено на каротидном тельце, но и здесь до сих пор еще дискутируется вопрос о месте возникновения рецепторного потенциала — в клетках ли I типа, выделяющих медиатор, или клетках с тонкими нервными окончаниями.

В стенках внутренних органов сейчас обнаружены рецепторы, способные воспринимать механические и химические стимулы.

По функциональной организации эти рецепторные приборы относятся к первично чувствующим [Ильинский О. Б., 1975]. Воспринимающий субстрат в них заложен в самой чувствительной клетке и возбуждается раздражителем непосредственно.

В результате воздействия специфического адекватного стимула в рецепторном субстрате возникают трансформационные процессы, ведущие к изменению проницаемости поверхностной мембраны клетки. Следствием последнего является ионный ток, на появление которого указывает возникновение локальной электрической реакции рецептора — рецепторного потенциала.

Ионный ток оказывает деполяризующее действие на элементы рецептора, ответственные за появление регенеративного процесса генерации. Распространяющиеся импульсы возникают лишь при условии, если в зоне, приспособленной к генерации спайка, деполяризация достигает критического уровня.

Эти основные сведения получены на первичных механорецепторах — пластинчатых тельцах, рецепторах растяжения и др.

Для объяснения механизмов тканевой хеморецепции представляет интерес концепция [Черниговский В. Н., 1960; Филиппова Л. В., 1976], основанная на изменении раздражителем тканевого обмена. Эта концепция имеет серьезное экспериментальное подтверждение, состоящее в том, что при нарушении тканевого обмена изменяются ответы на одну группу веществ (углекислый газ, гипоксия, цианид) и остаются неизменными на другую (никотин, ацетилхолин).

Следующая гипотеза возникновения рецепторного потенциала в тканевых хеморецепторах основана на определенных различиях в действии химических веществ на поляризационный потенциал. Одни из них деполяризуют мембрану, вторые гиперполяризуют, третьи действуют в зависимости от обмена в окружающей ткани.

В этом объяснении остается неясным, могут ли рассмотренные механизмы использоваться при объяснении, например, восприятия кишечной стенкой пищевых веществ? Прежде, чем ответить на него утвердительно, следует вспомнить старую, хорошо известную гипотезу об осморецепторном механизме, сущность которой в общих чертах сводится к тому, что степень действия вводимых в просвет кишечной трубки растворов и, как следствие, ее моторные ответы зависят от осмотической концентрации растворов.

В этом отношении весьма любопытны взгляды, предусматривающие существование двух типов осморецепторов, локализующихся якобы в эпителии двенадцатиперстной кишки.

Механизм восприятия представляется там следующим образом: если осмотическое давление в просвете выше, нежели в гидролизуемом пространстве, то рецепторы отвечают на него, если же давление выше в гидролизуемом пространстве, то рецепторы тоже реагируют. Иными словами, изменение баланса в любую сторону воспринимается рецепторным аппаратом.

Такое толкование может иметь непосредственное отношение к рецепции пищевых веществ. Гипотезе, однако, противоречат хорошо известные данные о существовании специализированных аппетитов и результаты опытов с действием раствора глюкозы и поваренной соли при их изолированном и совместном применении.

Следовательно, в настоящее время невозможно еще со всей определенностью говорить о том, какими именно промежуточными механизмами опосредовано восприятие хеморецепторными образованиями пищевых веществ.

«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев