Участие в осуществлении гомеостаза

Автономная нервная система нервно-гуморальным путем координирует и адаптирует деятельность органов, участвующих в сохранении динамического равновесия жизненных функций.

В основе процесса гомеостаза лежит стимуляция преобладания центральных симпатических или парасимпатических механизмов, обеспечивающих защитные реакции организма.

Это участие в определенной мере основывается на том, что постганглионарные симпатические (адренергические) клетки иннервируют практически все органы и ткани.

Это гладкая мускулатура, сердце, жировая ткань, железы. В сфере иннервации постганглионарных волокон находятся следующие структуры ЦНС: задняя доля гипофиза (нейрогипофиз), эпифиз, сосудистые сплетения желудочков мозга, некоторые подкорковые образования; иннервирующие волокна проникают также в кору головного мозга.

Существует ряд морфологических и функциональных доказательств адренергической иннервации некоторых механорецепторов, таких как пластинчатые тельца, зрительных, обонятельных, слуховых, вкусовых, болевых (зубной пульпы) рецепторов, мышечных веретен. Конечным звеном симпатической функции, аналогичным постганглионарному адренергическому нейрону, является и хромаффинная ткань надпочечников.

Из числа биологически активных веществ, участвующих в поддержании гомеостаза и вызывающих регулирующие эрготропные (адренергические) реакции, следует назвать катехоламины.

Последние представляют совокупность медиаторов симпатико-адреналовой системы и гормонов. Катехоламины являются тем инструментом, который обеспечивает быстроту, адекватность и устойчивость перехода организма из покоя в состояние возбуждения.

Универсальным и многообразным компонентом трофотропных (холинергических) реакций является АХ, выступающий одновременно в роли тканевого гормона и медиатора синаптических взаимодействий центральных и периферических структур.

Попытаемся на некоторых примерах рассмотреть эти положения.

Показано, что вазомоторные нейроны, идущие в стенку кишки, активируются при ишемии органа, оказывая тем самым через энтерометасимпатическую нейрональную сеть тормозное влияние на моторику.

Отсутствие такого механизма привело бы, видимо, к серьезным нарушениям. Отростки таких же нейронов имеются в стенках сосудистого русла скелетной мышечной системы. Эти клетки управляются супраспинальными вазомоторными центрами. При физической работе наблюдается расширение мышечных сосудов. В начале мышечной работы включается холинергический дилататорный механизм, а затем кровоток падает и мышца работает «в долг».

В это время активируются адренергические кардиостимулирующие механизмы, итогом чего является возрастание сердечного выброса, а также перераспределение крови из внутренних органов в другие области. Последнее происходит вследствие повышения сосудосуживающего адренергического тонуса.

Одновременно со всеми проходящими реакциями обеспечивается соответствующий условиям сердечный и мозговой кровоток.

Классическим примером участия адренергических нейронов в поддержании гомеостатической функции может служить и широко известный феномен Орбели — Гинецинского.

Еще пример: в условиях изменения внутригрудного давления или объема крови происходит активация адренергических окончаний, что вызывает высвобождение ренина, ведущее к предотвращению потери воды и натрия. Способность к поддержанию гомеостаза проявляется, например, и в условиях охлаждения, когда значительно возрастает поток тонических разрядов, направляющихся к бурым жировым клеткам и кожным сосудам.

Иллюстрацией участия в гомеостатических реакциях хромаффинной ткани могут служить влияния на функцию пищеварительного тракта выделяющихся из надпочечника и вненадпочечниковых источников катехоламинов.

При сосудодвигательных, соматовисцеральных, дыхательных, слюнных, глоточных, зрачковых, пузырных рефлексах реакции, как правило, осуществляются без участия сознания. Подробный анализ последних гомеостатических взаимодействий приведен в специальных работах [см. Климов П. К., 1976; Уголев А. М., 1978].

В дополнение к этой общей гомеостатической функции адренергические нейроны участвуют также в специфической регуляции некоторых органов.


«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев