Возникновение «желудочных» группировок высокоамплитудных разрядов

В хронических экспериментах у бодрствующих животных при регистрации афферентных процессов в пищеводном стволе блуждающего нерва отчетливо регистрируется возникновение «желудочных» группировок высокоамплитудных разрядов. С началом еды и проникновением первой порции пищи в желудок перистальтика в нем стихает, стенки растягиваются и охватывают содержимое.

В этот момент характер афферентации испытывает существенные изменения, группировки высокоамплитудных разрядов исчезают и импульсация представляет сплошной поток осцилляции. Это понятно, поскольку в момент растяжения желудка возникает мощная афферентация от специализированных и тонко дифференцированных рецепторов, реагирующих на активное и пассивное растяжение органа.

Спустя непродолжительное время после приема пищи перистальтическая деятельность желудка возобновляется. С появлением перистальтических волн поток импульсов приобретает упорядоченный характер.

Вспышки становятся более мощными, возрастает их продолжительность. Перемещение перистальтической волны вдоль длинной оси желудка, как показывает совмещение одномоментной рентгенокинематографической и электрофизиологической регистрации, выражается в виде определенной последовательности возникновения групповых разрядов.

С зарождением волны и по мере перемещения ее к пилорическому сфинктеру в кардиальной желудочной ветви блуждающего нерва возникает продолжительная вспышка высокоамплитудных разрядов. В этот момент в фундальной и пилорической ветвях регистрируется обычный поток низкоамплитудных осцилляции с редкими высокоамплитудными разрядами.

С прохождением перистальтической волны зоны иннервации кардиальной ветви число высокоамплитудных разрядов убывает, и нейрограмма приобретает «спокойный» вид с преобладанием низкоамплитудных осцилляции. К этому моменту подобная группировка высокоамплитудных импульсов появляется в фундальной желудочной ветви.

С той же последовательностью процесс разворачивается в пилорической ветви. Тоническое напряжение всей стенки желудка, возникающее при эвакуации пищи, воспринимается рецепторными приборами и находит отражение в одновременном изменении характера электрических процессов во всех нервных проводниках органа.

К исследованиям электрических процессов в отдельных волокнах близки результаты экспериментов с микроэлектродной регистрацией активности чувствительных нейронов в нижнем узле блуждающего нерва при химическом раздражении кишечной петли кислыми и щелочными растворами.

Стимуляция позволила выявить существование рецепторов, возбуждающихся растворами с известным рН. Так, большинство единиц отвечает на растворы кислот (рН 5 — 1). Выявлена и определенная избирательность при использовании растворов с тем же самым рН, но состоящих из различных кислот и щелочей.

К примеру, рецепторы, чувствительные к соляной кислоте, не стимулируются прочими кислотами (лимонной, щавелевой, уксусной); другие, напротив, отвечают только на уксусную или лимонную кислоту.

Подобную избирательность проявляют щелочечувствительные рецепторы, особенно по отношению к NaOH и NaНСО3.

В связи с этим возникает вопрос: что же раздражается при нанесении кислот и щелочей на поверхность слизистой оболочки — свободное рецепторное окончание или сам аксон?

И если справедливо первое, то является ли ответ истинным отражением восприятия или результатом повреждающего действия, учитывая высокие концентрации применяющихся веществ? Наконец, способно ли одно и то же рецепторное окончание к восприятию и кислот, и щелочей?


«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев