Эффекты применения

В зависимости от применяемой дозы и исходного тонуса серотонин оказывает на сосудистый аппарат либо прямое, либо рефлекторное действие. Это действие выражается в виде вазоконстрикции или вазодилатации.

Вазоконстрикция более отчетливо появляется после денервации, сопровождаясь, например, в почках образованием некротических участков. В скелетных мышцах и кожных покровах преобладает сосудорасширяющее действие, повышается капиллярная проницаемость. При прямом действии серотонина возрастает сила сердечных сокращений, хотя этот эффект маскируется баро- и хеморецепторными влияниями.

На дыхательный аппарат вещество также оказывает прямое и рефлекторное действие. При прямом — происходит сокращение бронхиальной мускулатуры, сужение бронхов, рефлекторном — в результате стимуляции рефлексогенных зон и афферентных путей происходит изменение частоты дыхания и легочной вентиляции.

Неэффективные для сердечно-сосудистой системы дозы препарата отчетливо влияют на мускулатуру пищеварительного тракта.

Особенно чувствителен человек, у которого введение серотонина сопровождается первоначальной спастической реакцией, переходящей в ритмические сокращения с повышенным тонусом кишечной мускулатуры, и завершается торможением спонтанной моторной деятельности.

Способность вызывать сокращение гладких мышц является одним из основных свойств вещества. При изучении его миотропных эффектов широко используются изолированные органы и в первую очередь матка крысы в фазе эструса. Она сокращается под влиянием серотонина в концентрации 1*10-9 — 5*10-9 г/мл.

Удобной моделью являются изолированные участки желудочно-кишечного тракта, сосуды плаценты.

Сокращения гладких мышц в этом случае обусловлены возбуждающим влиянием серотонина на специфические серотонинореактивные структуры, а не на адрено-, холино-, гистамино-, кининореактивные образования.

Из-за того, что действие серотонина блокируется дигидроэрготамином, дибензилином и Д-диэтиламидом лизергиновой кислоты, эти структуры называются Д-серотонинореактивными.

Располагаются они, по-видимому, на поверхности гладкомышечных клеток. Действие серотонина на целый организм редко бывает чисто миотропным. К нему присоединяются рефлекторные, ганглионарные и другие эффекты.

Вскоре после открытия серотонина было показано его стимулирующее влияние на ганглии автономной нервной системы. Препарат увеличивает постсинаптические реакции при супрамаксимальном раздражении преганглионарных волокон, а также на введение АХ и никотина.

Высказано предположение, что серотонин облегчает синаптическую передачу в ганглии главным образом за счет повышения возбудимости холинергических структур. По последовательности вовлечения и по времени развития максимальной реакции в отношении внутрисосудистых введений серотонина нервные образования стоят в следующем порядке: преганглионарные нейроны, постганглионарные нейроны, нервно-мышечные соединения.

«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев